В данной статье мне бы хотелось осветить важнейший момент в продвижении англоязычных проектов – составление семантического ядра. Ошибка здесь, как и при разминировании, недопустима, поэтому постараемся максимально подробно разобраться в данном вопросе.
Условно процесс подбора ключевых слов для продвижения проекта можно разбить на три этапа:
• Черновой подбор слов.
• Составление предварительного списка запросов (чистка малопопулярных запросов и выбор наиболее перспективных с точки зрения трафика).
• Анализ конкуренции и составление окончательного списка ключевых слов.
Рассмотрим каждый этап подробнее на практическом примере. Предположим, наша задача – подобрать англоязычные запросы для сайта российского турагентства.
Черновой подбор ключевых слов
Инструменты анализа:
•
• Google AdWords Keyword Tool
• Quintura.com
•
•
Цель этапа – определить наиболее полный перечень запросов, которые могут набирать наши целевые посетители.
Во-первых, попытаемся самостоятельно вычислить запросы, которыми стоит искать информацию на данную тему.
Разобьем слова, которые могут использоваться при поиске туров в Россию и ее окрестности иностранцами на четыре столбика:
1) слова, отвечающие на вопрос «куда?»
2) слова, отвечающие на вопрос «что?»
3) слова, отвечающие на вопрос «кто?»
4) вспомогательные слова
Вот такой примерно список получился у меня:
Куда? | Что? | Кто? | Доп. слова |
Russia | travel | agency/ies | cheap |
Moscow | tour | firm/s | discount/ed |
St Petersburg | tourism | agent/s | luxury |
Saint Petersburg | vacation | company/ies | package/s |
Golden Ring | holiday | guide/s | business |
Baikal | trip | tour operators | |
Sochi | cruise | ||
Altai | resort | ||
Siberia | hotel/s | ||
Karelia | lodging | ||
Caucasus | destination | ||
Altai | accommodation (+опечатки) | ||
hike | |||
walking tour |
Во-вторых, поищем запросы при помощи онлайн-сервисов Overture Keyword Selector Tool и Google AdWords Keyword Tool.
Обратите внимание! Overture, хотя и предоставляет некие числовые данные, не дает возможности определить реальное количество запросов пользователей по ключевым словам.
Это происходит, потому что Overture не делает различия между множественным и единственным числом (russian travel agency = russian travel agencies), зачастую случайным образом переставляет слова в запросах (см. «russian services travel») и, самое важное, цифры Overture по многим тематикам значительно «накручены» автоматическими запросами (проверка позиций, к примеру).
На момент написания статьи Overture показывала данные за январь 2007 года
Более полезную информацию можно получить при помощи Google AdWords Keyword Tool.
Google AdWords Keyword Tool
В частности, можно сравнить популярность запросов во множественном и единственном числе, посмотреть популярность запросов в трех вариантах:
• Broad – запросы, где ключевые слова присутствуют в любом порядке (russian visa and travel agency)
• Phrase – вхождение фразы (best russian travel agency)
• Exact – точный запрос (russian travel agency)
В-третьих, расширить черновой список запросов можно при помощи сервисов определяющих запросы, семантически связанные с исходными.
Мы используем в работе Quintura.com и Google Sets для определения тематически близких запросов.
Quintura.com – визуальный поисковик. Мы видим семантически связанные запросы в виде облака запросов
В-четвертых, весьма полезную информацию можно получить исследуя работу конкурентов. Есть потрясающий сервисSeoDigger, дающий возможность посмотреть, по каким запросам конкретный сайт находится в зоне видимости поисковых систем. Иными словами, если мы уверены, что кто-то из конкурентов получает значительное число заказов, мы можем посмотреть его запросы и найти среди прочих те, которые генерируют наиболее ценный трафик на сайт.
Конкурент на ладони – SeoDigger
Google Sets также показывает список семантически связанных запросов
Полученный черновой список ключевых слов будет достаточно внушительным по объему. Вот что примерно получилось у меня:
Черновой список ключевых слов
Следующим этапом будет его очистка – необходимо попытаться определить, какие запросы могут дать поисковый трафик.
Составление предварительного списка запросов
Инструменты:
•
•
• точный поиск в Google
• статистика сторонних ресурсов
Google предлагает нам отличный инструмент анализа популярности поисковых запросов
Google AdWords Traffic Estimator
Результаты анализа популярности поисковых фраз
Обратите внимание! Вводя список запросов для анализа, вы можете задать различные варианты вхождения данных ключевых слов (broad, phrase, exact – различия между ними см. выше). Также не следует зацикливаться на точных фразах, ведь если сайт крутится по Russia travel в топ, зачастую будут попадать и запросы вида reliable russia travel agency.
Иными словами, на данном этапе для многих проектов важно лишь определить, какие варианты набираются чаще, и выбрать направление главного удара.
Также зачастую имеет смысл создать аккаунт в Google AdWords и дать рекламу по исследуемым ключевым словам с целью нахождения тех запросов, которые действительно генерируют трафик, а не накручены бесконечными проверками позиций.
Часто при подборе запросов приходится делать выбор между несколькими запросами, внешне выглядящими примерно равноценно. Чтобы уточнить данные, можно предложить еще два варианта сравнительного анализа – Google Trends и точный поиск фразы в Google.
Google Trends дает нам возможность сравнить популярность двух и более запросов с раскладкой по регионам поиска. Последнее немаловажно, ведь если большинство запросов будут генерировать Индия, Филиппины и Пакистан, ценность продвижения по данным ключевым словам будет минимальна, поскольку трафик будет генерироваться индусами, проверяющими позиции своих блогов на Blogger.com.
При прочих равных jewelry предпочтительнее, нежели jewellery – Google Trends
Еще одним способом сравнения популярности (не конкурентности) поисковых фраз может быть «точный поиск» в Google.
Что имеется в виду? Если у нас есть две фразы в одной тематике, популярные среди пользователей сети, мы можем сделать вывод, что примерно в такой же пропорции они будут популярными и среди пишущей братии – блогеров, вебмастеров, копирайтеров.
К примеру, поиск в Google по «russia travel» (в кавычках – точное вхождение фразы) возвращает 374,000 документов. Поиск по «russia tour» возвращает 74,500 документов, что позволяет сделать вывод о значительно большей популярности запроса russia travel.
Забавно, что примерно совпала даже пропорция популярности данных запросов в Google Traffic Estimator (примерно 1 к 4, см. скриншот выше).
И, наконец, важным источником информации может быть статистика сайтов-конкурентов. Это могут быть незакрытые паролем счетчики LiveInternet, доступная для индексации серверная статистика и т.д. Анализируя информацию по запросам-источникам переходов сайта, находящегося в топе, мы получаем максимально достоверные сведения о потенциальном трафике искомых ключевых слов.
В результате подобного анализа мы можем отсечь все запросы, генерирующие нецелесообразное для поискового продвижения количество трафика. Тем не менее, запросы, не прошедшие в предварительный список запросов, могут пригодиться при ведении PPC кампании с оплатой за клик, поэтому не спешите их выбрасывать.
В результате у меня получился следующий список запросов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
St Petersburg accommodation |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cheap |
|
|
cheap |
|
|
cheap |
|
|
discount |
Baikal hotel |
|
travel to |
Baikal travel |
|
|
Golden Ring hotel |
|
Составление окончательного варианта семантического ядра
Инструменты:
Mozilla Firefox + SeoQuake Plugin
Пожалуй, самый сложный этап во всей процедуре. Факторы, которые необходимо учитывать – бюджет клиента, уровень конкуренции, проектная загрузка исполнителей (линк-менеджеров) и т.д.
Здесь дороги для разных клиентов расходятся, если заказчик готов финансово поддержать продвижение по всем запросам, этот список может стать окончательным.
Основная задача состоит в том, чтобы определить наиболее перспективные поисковые запросы, которые мы можем предложить клиенту с учетом его бюджета, и наших трудозатрат/расходов, необходимых на продвижение.
Оценка конкуренции — тоже непростой процесс, зачастую привычные факторы, как то количество ссылок на домен, PR, количество «морд» в топ10, время существования доменов, Alexa rating оказываются недостаточными, чтобы сделать вывод о реальной сложности попадания в топ, и лишь опыт и чутье оптимизатора дадут ответ, стоит ли бороться за данный запрос или лучше выбрать что-то иное.
Удобным инструментом для беглой оценки конкуренции является браузер Firefox в связке с расширением SeoQuake.
Тем не менее, следует все время помнить, что ссылка ссылке рознь. Примером может быть сложный запрос PPC Management, где 500 ссылок на домен лидера (по Yahoo) могут ввести в заблуждение неопытного оптимизатора. Значительная часть этих ссылок с проектов класса SearchEngineWatch, Sitepronews.com, Marketingpilgrim и им подобных. Добыть такие ссылки очень и очень непросто.
Также можно порекомендовать, при анализе запросов проверить пару-тройку сайтов из топа выдачи программой класса CSYazzle, позволяющей проанализировать ссылки на сайты конкурентов при помощи нескольких поисковых машин и отсортировать результаты работы в удобной для восприятия форме.
Выводы
Составление семантического ядра в англоязычном сегменте сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя определенных навыков и опыта, умения одним взглядом отделять зерна от плевел.
Однако эта задача вполне решаема при правильном подборе инструментария — множества онлайн-сервисов, любезно предоставленных разработчиками для всеобщего использования.