Разговор на частоту
Как определить релевантность (соответствие) документа определенному запросу? Вначале поисковые машины ранжировали странички, оценивая их содержание — тексты. В частности, большое значение придавалось частоте ключевой фразы — то есть процентной части ключевого слова или нескольких слов в общей массе текста. Например, если пользователь вводил запрос «формула успеха», то на первые позиции выдавались документы, где данная фраза встречалась чаще. Конечно, сегодня такой способ ранжирования кажется нам немного наивным. Но с другой стороны, содержание документа должно отражать его ценность и полезность для посетителей.Проблема в том, что оптимизаторы могут легко изменить содержание страничек, подстраиваясь под алгоритмы поисковиков. Поэтому современные поисковые машины учитывают не только частоту, но и множество других параметров — наличие ключевой фразы в заголовках, списках, текстах ссылок меню. Более того, поисковые машины все больше внимания уделяют ссылочному ранжированию — то есть количеству и качеству ссылок с других сайтов на данный ресурс. Тем не менее, если сайт продвигается по множеству низкочастотных запросов или запросов с низкой конкуренцией, оптимизация текста может дать хороший результат. И даже вывести сайт на верхние позиции в выдаче.
Мы рассмотрим вопросы Seo оптимизации текста для поисковых машин. Но важно учитывать, что, в конечном итоге, тексты создаются для посетителей. Поэтому они должны быть интересны не только роботам, но также реальным людям, которые будут их читать. Важно во время оптимизации «не увлекаться». Ключевые фразы должны гармонично вплетаться в текст и не вызывать отторжения от слишком частого употребления в предложениях.
Сколько процентов?
Как уже было сказано выше, вначале поисковые машины уделяли большое внимание частоте ключевой фразы в тексте. Этот параметр определялся на основе процентной части слова или словосочетания в общей массе текста по формуле:
KWD = (Количество повторов ключевого слова или фразы / Общее количество слов) * 100%
Например, если в тексте на 100 слов приходится 5 ключевых, то частота равна 5%. В случае, если вычисляется частота ключевой фразы, то общее количество слов делится на количество слов в этой фразе. Например, если в тексте 100 слов и в нем встречается 3 раза фраза «теплые булочки», то частота будет равна 3 / (100/2) = 6%.
Но в реальной жизни немного иначе. Дело в том, что алгоритмы поисковых машин по-разному вычисляют частоту фразы. Например, поисковики Рунета (Яндекс, Рамблер) учитывают морфологию русского языка. В частности, слова с разными окончаниями «автомобиль» и «автомобили» будут рассматриваться как два одинаковых слова. Западные поисковые машины, не учитывают морфологию. Поэтому слова «автомобиль» и «автомобили» для них будут двумя разными словами. И соответственно их частота будет вычислена отдельно. Кроме того, поисковые машины учитывают не все слова, что влияет на размер знаменателя формулы. Например, учету не подлежат так называемые стоп-слова. Причем каждая поисковая система подходит к их определению по-своему.
Тем не менее, оптимизаторы постоянно спорят об оптимальной частоте ключевых фраз в тексте. Порогом толерантности считается показатель в 6-8%. Если ключевые фразы встречаются в тексте чаще, то могут включиться фильтры поисковых машин. Сайт могут обвинить в попытке спама и понизить в выдаче. Но на практике встречаются страницы, на которых плотность ключевых слов значительно превышает 8%, что не мешает документу находиться на верхних позициях в выдаче. Поэтому к определению оптимальной частоты следует подходить индивидуально, анализируя аналогичные показатели у сайтов конкурентов.
Другой немаловажный аспект — объем текста на странице. Например, есть два текста. В первом 500 слов и ключевая фраза встречается 10 раз. Во втором — 50 слов и ключевая фраза встречается всего 1 раз. Частота одинаковая — 2%. Но с точки зрения здравого смысла, первый текст больше соответствует запросу, нежели второй. Аналогично рассуждают поисковые машины. Поэтому при учете текстовых параметров они также смотрят на объем контента. Из практики оптимизаторы вывели оптимальный размер текста на одной страничке, равный 300-500 слов.
Теги, теги
Кроме плотности ключевых слов, поисковые машины учитывают их расположение в различных частях текста. Самый большой вес имеют слова в title, заголовках документа (теги H1-H3), фрагменты, выделенные жирным или курсивом. Известный западный оптимизатор Брет Табке составил примерную таблицу значимости различных тегов для поисковых машин:
Title: 100
Meta description: 50
H1-H2: 50
Domain name: 30
Bold or italic text: 20
URL / filename: 20
Начало предложения: 15
Простое использование в тексте: 10
Meta keywords: 10
Title attribute: 10
Alt attribute: 5
Эти цифры получены на основе эмпирических данных, проще говоря, наблюдений. Ни одни разработчики поисковых машин не подтвердили и не опровергли эти данные. Тем не менее, нельзя слепо доверять таблице Брета Табке. Во-первых, поисковые машины по-разному учитывают вес тегов. Да и в любой момент разработчики могут поменять коэффициенты для того или иного элемента.
Если говорить о российских поисковых системах, то они вряд ли учитывают такой параметр, как имя домена. Правда, нельзя сказать об этом точно, поскольку алгоритмы никто не знает, кроме разработчиков. А они не спешат раскрывать секреты. В пику российским западные поисковики, в частности, Google, смотрят на URL. Использование ключевых слов в имени домена может повысить сайт в результатах поиска.
Кроме того, некоторые поисковые машины учитывают теги TT, EM, OL, LI, U и другие. Существует мнение, что тег STRONG имеет больший вес, нежели тег B. Возникают вопросы, какой тег использовать лучше — EM или I? И почему никто не обращает внимание на тег CITE, который предназначен для оформления цитат? Может быть, он имеет больший вес, нежели EM и I вместе взятые. Точно ответить на этот вопрос могут только разработчики поисковых машин, но они предпочитают хранить молчание. Поэтому многие предположения может подтвердить только практика и опыт.
Большое значение для оптимизации контента играют title и meta-теги. Поисковые машины учитывают не весь размер title и meta-тегов, а только определенную часть. Например, Яндекс смотрит первые 80 символов в title, Рамблер — 118 символов, Google — 70 символов. Для meta-description эти показатели равны 200, неограниченно и 156 символов соответственно. Description напрямую не влияет на ранжирование, но часто поисковые машины используют содержание этого тега в качестве описания (сниппета), которое сопровождает каждую ссылку в выдаче. Интересный meta-description косвенно повышает привлекательность ссылки и количество переходов по ней. Для meta-keywords рекомендуется использовать не более 50 слов или 1000 символов.
Существует мнение, что играет роль порядок слов в title. Фразы в начале заголовка имеют больше вес, нежели слова в конце.
Многие оптимизаторы не придают большого значения работе над текстами. Действительно, поисковые машины учитывают сотни факторов при ранжировании сайтов, в частности, количество и качество внешних ссылок. Но, игнорируя работу над текстами, оптимизатор упускает дополнительную возможность подняться выше конкурентов.На многих сайтах не используются теги заголовков — H1, H2 и т.д. Владельцам сайтов они не нравятся большой величиной шрифта. Например, по умолчанию в теге H1 текст выводится 24 размером. Но ведь можно прописать другой размер в таблице стилей CSS!
До сих пор встречаются сайты, на которых не прописаны теги Title и meta-description. Либо они стандартные для всех страниц или дублируют название раздела. А ведь на содержание тега title поисковые машины обращают внимание в первую очередь! Более того, текст в этом теге служит ссылкой в выдаче поисковика. И от привлекательности title зависит, перейдет посетитель на ваш сайт или нет.
Навигация — еще одно слабое место. Раньше было модно оформлять навигацию в виде картинок. Но поисковые машины не умеют читать текст на изображениях. Поэтому выгоднее использовать текстовые ссылки, в которые включены ключевые слова для сайта. Они будут повышать плотность фраз на странице и вес слов в тексте.
Не стоит пренебрегать такими «мелочами», как альтернативный текст к картинкам. Он указывается в параметре ALT тега IMG. Поисковые машины используют содержание тега ALT для поиска картинок по заданной тематике. Некоторые поисковики учитывают альтернативный текст при ранжировании страничек.
Списки, оформляемые с помощью тегов OL или UL, также влияют на вес ключевых слов. Списки стоит применять и в эстетических соображениях. С их помощью можно красиво оформить меню, карту сайта, страницы каталогов.
Одна страница — два-три запроса
Как показывает практика, лучше оптимизировать каждую страницу под 2-3 ключевые фразы. Для главной страницы следует выбирать наиболее частотные и конкурентные запросы. При прочих равных условиях (количестве и качестве ссылок на сайт) оптимизированный текст станет тем фактором, который выведет главную страницу выше конкурентов. Для второстепенных страниц можно выбирать менее частотные и конкурентные запросы, по которым можно занять высокие позиции только при помощи оптимизации текста. Для каждой страницы крайне желательно прописывать уникальные title и meta-теги.
Автоматизируем работу
Ускорить процесс оптимизации текста можно за счет программных средств. Например, с помощью модуля «Оптимизация страниц» программы Page Promoter. Он позволяет анализировать содержание веб-страничек для различных поисковых систем: Google, русской версии Google, Rambler, Yahoo и Yandex, а также для всех поисковых систем без учета их особенностей (общий анализ). Хотелось бы отметить, что Page Promoter единственная программа, которая обеспечивает полноценную лингвистическую поддержку русского языка и, таким образом, обрабатывает страницы по тому же алгоритму, что и поисковики, учитывающие русскую морфологию.
Page Promoter учитывает все более или менее значимые теги. В программе Site Statistics применяются следующие начальные значения веса каждого элемента:
Title: 90
H1: 80
H2: 60
H3: 30
H4-H6 5
Meta keywords: 60
Meta description: 40
Strong, B: 30
Big: 5
A (включая href, title): 20
TT, EM, OL, LI, U, Body: 10
Пользователи могут изменять настройки, добавлять параметры для новых поисковых систем. По результатам анализа сайта выводится подробный отчет, в котором указана информация о плотности и весе ключевых слов, проблемных элементах, которые могут затруднить индексацию (flash, формы, скрипты), общая информация (адрес сайта, размер документа). С помощью Page Promoter можно анализировать сайты конкурентов и на основе полученной информации вносить изменения в свой проект.
Сегодня большинство оптимизаторов используют программы для работы. Они позволяют быстрее и эффективнее оптимизировать.