Каждый раз, садясь за стол переговоров с потенциальным клиентом и обсуждая спектр необходимых работ по улучшению его сайта, клиент ужасается, узнав, что его сайт отнюдь не дружественен с поисковыми системами. Разумеется, я привожу ему ряд веских доводов, один из которых – проблема с пребыванием сайта на ТОПовых позициях в результатах выдачи поисковых систем.
Очень часто проблема кроется в недобросовестных разработчиках сайта, не удосужившихся грамотно спроектировать проект, а так же провести ряд исследований, на основании которых разработать соответствующий дизайн и информационную структуру.
Конечно, предлагаемые мной изменения можно не вносить, но то, что подобный сайт будет неконкурентоспособен – факт. Поэтому тут выбор за заказчиком, причем выбор — очевидный.
Дабы помочь заказчикам своими силами определять степень дружественности их сайта с поисковыми системами, я и составил этот чеклист.
Технологии
Сперва разберемся с технологиями, задействованными в функционировании сайта и значительно снижающими дружественность сайта с поисковыми системами.
1. Фреймы
Как ни парадоксально, но фреймы до сих пор используются на некоторых сайтах, несмотря на то, что морально устарели уже давно. Если ваш сайт использует фреймовую структуру, то вам срочно надо переходить с нее на
2. Flash
Несмотря на то, что ряд специализирующихся на
Итак, если ваш сайт полностью на Flash, то выходом из положения станет разработка html-версии сайта. Причем по умолчанию сразу же загружаться должна именно html-версия сайта, но на ней будет висеть приглашение посетить Flash-версию этого же сайта. Данный подход является оптимальным в данной ситуации.
Помимо этого можно поступить и так: совместить одновременно Flash и html. Например, основной контент сайта, его навигацию сделать с помощью html, а красивое визуальное оформление с помощью Flash.
Какой вариант выбрать – решать вам!
3. Отсутствие ЧПУ (человеко-понятных урлов)
Отсутствие ЧПУ – результат работы CMS (систем управления контентом). Чтобы получить ЧПУ, необходимо их настроить, что часто разработчики и не делают.
Пример НЕ ЧПУ 1:
http://www.mydomain.com/myproducts.php&354=prod333&subproduct
Пример НЕ ЧПУ 2:
http://www.mydomain.com/boards/filename.php?id=F98ZF4&productId=39222§ion=wicked&brand=582&template=532
Думаю, что из приведенных выше примеров вы поняли, что является НЕ ЧПУ.
Ниже на 2-ух примерах я покажу, как выглядят ЧПУ после настройки вышеприведенных примеров:
Пример ЧПУ 1:
http://www.mydomain.com/myproducts/354/prod333/subproduct/
Пример ЧПУ 2:
http://www.mydomain.com/boards/wickedboards/39222/board532/
Структура сайта и юзабилити
Теперь мы рассмотрим проблемы структуры сайта и его юзабилити.
1. Навигация по сайту
Самый главный вопрос – может ли поисковый робот проиндексировать ваши навигационные ссылки? Если вы хотите, чтобы поисковые роботы с легкостью их индексировали, то никогда не делайте их с помощью JavaScript’ов и Flash.
А теперь я дам вам несколько основных советов, как это должно быть в идеале:
- Все навигационные ссылки должны быть текстовыми.
- Каждая навигационная ссылка должна содержать ключевую фразу, описывающую соответствующую страницу.
- Исходя из того, что каждую страницу сайта необходимо оптимизировать под 1 запрос, навигационная текстовая ссылка должна соответствовать этому запросу.
- Если вы не уверены, является ли текущее навигационное меню дружественным для поисковых систем, то просто продублируйте его текстовыми ссылками в футере сайта для перестраховки.
СОВЕТ! Если вас не устраивают простые текстовые ссылки, то я рекомендую
2. Карты сайта
Карта сайта очень полезна как для поисковых роботов, так и для пользователей, т.к. с ее помощью можно за 1 клик перейти на нужную страницу сайта. Ссылка на карту сайта должна присутствовать на каждой его странице, чтобы пользователи и поисковый робот имели к ней постоянный доступ из любой точки вашего сайта.
Рекомендация по составлению карты сайта
Если ваш сайт состоит из малого количества страниц, например, из 20, то неплохо было бы в карте сайта для каждой его страницы опубликовать и краткое описание. Таким образом, вы получите уже больше чем просто карту сайта — вы получите его краткое оглавление.
Google Sitemap
Google Sitemap – это xml-карта сайта, создаваемая специально для Google’а и добавляемая в персональный аккаунт. Подробнее о Google Sitemap можно прочитать тут: «
3. Семантическая разметка страниц сайта
Семантическая разметка страниц сайта очень важна. Существует непосредственная связь между качеством разметки страниц сайта и их дружественностью с поисковыми системами.
Пара рекомендаций
Как известно, поисковые роботы читают код веб-страниц сайта сверху вниз. Посему очень важно, чтобы следующие 2 элемента находились как можно выше в коде:
- Короткое предложение, описывающее страницу и содержащее основные ключевые фразы.
- Навигационные ссылки.
Поместив эти элементы ближе к началу кода страницы, вы даете поисковому роботу релевантный контент, а также ссылки с релевантным текстом на другие внутренние страницы сайта.
4. Входные страницы или страницы-заставки
Если ваш сайт содержит подобного рода страницу, то немедленно избавьтесь от нее. Приводить здесь доводы против входных страниц сайта я не буду, т.к. эта тема превосходно раскрыта здесь: «
Подведем итоги
Итак, для того, чтобы добиться дружественности сайта с поисковыми роботами, необходимо всего-навсего знать, как работают поисковые системы, а также доверять разработку сайта истинным специалистам этого ремесла, а не лжемастерам, после которых остаются лишь расходы на переработку созданных ими проектов.
Перевод под ред.