Что раздражает пользователей в интернете? Ответ не заставит себя долго ждать – это назойливые рекламные окна, от которых не скрыться. А вы когда-нибудь задумывались, какие онлайн-слова могут вызывать аналогичные эмоции? Например, я – нет. Однако, таких слов десятки, и они вовсе не являются нецензурными, они просто-напросто web 2.0-неологизмы. Этому есть экспериментальное подтверждение – исследование, в рамках которого стало известно, что «блог», «нетикет», «вики» и «куки» являются самыми раздражающими пользователей словами в интернете. Пятерку горе-лидеров замыкает странный языковой гибрид – «блук».
Что такое блук
Этимология этого неологизма незамысловата. Блук (от англ. book – книга и blog — блог) — имитация книги, онлайн-книга или книга, основанная на записях из блога. А вот с датой появления сложнее, разные источники утверждают разное. Остановимся на данных Википедии. Термин «блук» был введен в употребление в 1990 году, библиотекарем Миндель Дубански (Mindell Dubansky). Первоначально он означал уникальное произведение, представляющее собрание книг. Само слово «блук» являлось производным от фразы «looks like a book» (англ. выглядеть как книга).
C приходом болгов пользователи стали публиковать свои литературные произведения частями на страницах онлайн-дневников. Главы публиковались одна за другой в виде постов. Так появляется термин «блук» в его современной интерпретации. В конце 2002 года Тони Пирс (Tony Pierce), популярный американский актер, решил опубликовать избранные посты своего блога и объявил конкурс на название книги. Победил «Blook», предложенный журналистом Джефом Джарвисом (Jeff Jarvis) из BuzzMachine.
Основной особенностью блуков является коллективный характер их написания, автор блога не делает всю работу сам, отдельными главами блогокниги могут стать очерки читателей блога.
По правде говоря, блуки или блогокниги вовсе не пионеры, как может показаться на первый взгляд: в основе этого явления лежит принцип «Дневников Бриджит Джонс», которые впервые появились как газетная колонка. Поэтому к тому времени, когда записи приобрели книжный вид, у них была сформированная армия читателей. Блуки используют ту же схему, обращая онлайн-пользователей в преданных поклонников своего контента. Небольшая ретроспектива позволяет утверждать, что по тому же принципу работали Чарльз Диккенс и Артур Конан Дойль, первоначально они издавали свои произведения отдельными главами в журналах и лишь потом единой книгой.
Такой подход значительно упрощает творческий процесс авторов, и физически и психологически, сложнее писать большой романом, нежели небольшие очерки на своем блоге. Попробовать себя автором может каждый, а кто-то, если повезет еще и заработать на это неплохие деньги. Примером может служить (малоизвестная русскому читателю) Джудит Орелли, заключившая контракт на £70,000 на издание своих очерков.
Признание блука
С момента своего появления, блук как литературный жанр стал стабильно увеличивать аудиторию своих почитателей. Бесспорно, волна популярности пошла с Запада. Блуки становились один из самых ярких трендов, как в издательском, так и в интернет-бизнесе. Поэтому уже в октябре 2005 впервые прозвучала идея о создании премии «Блукер» (Blooker Prize), предложенная Бобом Янгом, основателем сайта Lulu, который позволяет авторам печатать свои произведения в обход издательств за счет будущих читателей. Именно сайт Lulu выступает спонсором этого мероприятия. Премия названа Блукеровской по аналогии с известной литературной Букеровской премией. «The Blooker Prize» это первая международная литературная награда, которой удостаиваются самые лучшие блуки в нескольких номинациях. Правда, все конкурсанты должны быть англоговорящими.
С каждым годом все больше книг номинируются на новую литературную награду «Blookers». Только на второй год своего существования размер премии составил $10,000 (£5,100) на которую претендовало более 110 заголовков. «В этом году мы наблюдаем рост числа обычных издателей среди участников конкурса, — отмечает Питер Фридман (Peter Freedman), организатор онлайн-издательства Lulu.com, — если раньше крупные издательства практически не замечали онлайн-сочинения, то сейчас тщательно исследуют блоги и сайты на предмет новых бестселлеров.»
В середине июня текущего года были анонсированы очередные победители «The Blooker Prize». Общий призовой фонд составил фонд 15 тыс. долларов, десять из которых были вручены за первое место, оставшуюся сумму поровну поделили обладатели «серебра» и «бронзы». Более подробная информация на официальном сайте конкурса.
Некоторые издатели считают, что своим появлением блуки предвещают гибель книжной отрасли как таковой, и что судьба ее теперь полностью в руках интернета. Однако это несколько преувеличенно. Другие наоборот настроены более оптимистично, они рассматривают блоггинг как отличный инструмент для маркетинговых исследований аудитории, для определения степени популярности той ли иной тематики, определяя таким образом, что издавать, а что нет.
Например, Антон Носик
Национальные блуки
В Рунете такая практика еще не получила широкой популярности. Об этом свидетельствуют точечные появления информации о подобных работах наших рунетчиков. Например, блоггер, пишущий под псевдонимом
Последним и более актуальным примером служит блук одного из топ-менеджеров Яндекса, Антона Попова. Он пишет книгу о блогах, которая получила название
В настоящее время процесс интеграции блоггерства и традиционных форм литературы в последнее время находится под пристальным надзором мировой культурологической общественности и СМИ. Некоторые известные мировые литераторы проводят эксперименты с блогами, а люди из числа блоггеров приходят в традиционную литературу. Специалисты области не исключают возможность того, что уже скоро могут появиться «флуки» — экранизированные блуки или фильмы, сюжет которых основывается на блуке.
Перевод и компиляция под ред. Анны Макаровой
Источник: